понедельник, 27 ноября 2017 г.

Домашний химический эксперимент 1 часть

Домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету и формирования самостоятельности в познании. Проведение самостоятельных исследований в домашних условиях развивает собственную исследовательскую активность ребенка по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира. Систематическое использование домашних опытов в процессе обучения химии обеспечивает целенаправленное развитие положительной мотивации к изучению предмета.
Домашний химический эксперимент может проводиться на основе веществ, которые есть у любой хозяйки на кухне, в аптечке, медный купорос (сульфат меди), минеральные удобрения можно приобрести в хозяйственном магазине.
Интересные и полезные опыты способны увлечь любого школьника, независимо от возраста. В этой статье я предлагаю небольшую коллекцию простых и интересных экспериментов, взятых из разных древних книжек, а также из личного опыта. При выполнении любых опытов необходимо соблюдать правила безопасного поведения!!
1. Разделение смесей
(тема «Чистые вещества и смеси») 7 кл.
Цель эксперимента: научиться разделять неоднородные смеси.
Оборудование: поваренная соль, земля, стружки после заточки карандаша, стакан, вода, фильтр, ложка, сковорода.
Методика проведения эксперимента: приготовьте смесь, перемешав по одной чайной ложке поваренной соли, земли и карандашных стружек. Растворите полученную смесь в стакане воды, всплывшие стружки удалите шумовкой и положите для сушки на лист бумаги. Изготовьте фильтр из бинта или марли, сложив 3-4 слоя, и не туго натяните его на другой стакан. Профильтруйте смесь. Фильтр с оставшейся землёй высушите, затем счистите её с фильтра. Отфильтрованную жидкость (фильтрат) перелейте из стакана в эмалированную миску или сковороду и выпарьте. Выделившиеся кристаллики соли соберите. Сравните количества веществ до и после проделанных операций.
Результаты эксперимента и выводы: Зарисуйте ход эксперимента. Дайте понятие неоднородным смесям. Сделайте вывод о полноте выделения веществ. На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей?
2. Взаимодействие между веществами
(тема «Признаки химических реакций») 7 кл.
Цель эксперимента: научиться распознавать физические и химические явления, фиксировать признаки химических реакций, закрепить практические умения при работе с веществами и химическим оборудованием.
Оборудование: два химических стакана, пипетка, пинцет, питьевая сода, поваренная соль, уксус, медный купорос, гвоздь.
Методика проведения эксперимента: проведите следующие опыты и охарактеризуйте явления, которые при этом происходят:
а) Поместите в стакан немного (1/3 чайной ложки) питьевой соды и прилейте к ней несколько капель уксуса (для этого можно использовать пипетку или стеклянную трубочку);
б) Поместите в стакан немного медного купороса, добавьте воды и опустите, привязанный на ниточке маленький гвоздик, чтобы гвоздь был покрыт раствором.
в) Возьмите парафиновую свечу, очистите 2-3 см фитиля от парафина, закрепите его в пинцете и затем подожгите фитиль. Счищенный с фитиля парафин поместите в металлическую крышку и подожгите. И, наконец, подожгите саму свечу. Сравните наблюдаемые явления.
в) Поместите в стакан такое же количество поваренной соли и прилейте к ней несколько капель уксуса.
Результаты работы и выводы:
Составьте отчёт о проделанной работе, сформулируйте признаки проведённых реакций.
3. «Химическая грелка»
(тема «Признаки химических реакций») 7 кл.
Цель эксперимента: ознакомиться с признаками химических реакций, провести на практике химическую реакцию, идущую с выделением теплоты.
Оборудование: алюминиевая проволока, медный купорос, поваренная соль, опилки, вода, стеклянная баночка.
Методика проведения эксперимента: возьмите небольшую стеклянную баночку и вложите в неё согнутую в спираль алюминиевую проволоку. Проволока должна прилегать к стенкам, а согнуть её нужно затем, чтобы побольше алюминия вошло в стеклянную банку. Приготовьте смесь, которая будет вступать с алюминием в реакцию: три чайные ложки медного купороса хорошо смешайте с двумя чайными ложками поваренной соли. Разотрите всё это ложкой. К смеси соли и купороса добавьте пять столовых ложек древесных опилок. Размешайте вещества как следует и наполните смесью банку с алюминиевой проволокой, но не до самого верха, а на 1-2 см ниже, потому что нам надо налить в банку воду – без неё грелка работать не начнёт. Теперь главная операция: вливаем в банку 1/4 стакана воды (если этого окажется слишком много и часть воды не впитается опилками, то лишнюю воду сразу слейте). Подождите немного, и грелка начнёт излучать тепло. Очень скоро температура достигнет 50оС, и ещё около 2 часов после этого химическая грелка будет тёплой. Грелка нагревается, потому что в стеклянной банке со смесью идут химические реакции, сопровождающиеся выделением теплоты.
Результаты эксперимента и выводы: Сделайте отчет о действии «химической грелки». Где можно найти применение выделяющейся в ходе реакции теплоте.
Е.А. Сеген,
методист высшей категории
управления учебно-методической работы

Комментариев нет:

Отправить комментарий